Главное управление по образованию Минского Облисполкома

Учреждение образования
«Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета»
аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка»

Язык сайта
Для слабовидящих
Поделиться

Группа ВКонтакте

Техники педагогического вмешательства

Как организовать дисциплину в учебной группе и завоевать авторитет?

ЧАСТЬ 3

Техники педагогического вмешательства,  позволяющие установить партнерские отношения с учащимися.

  1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) учащегося, а не его личности, описывайте поведение подростка безоценочно. Субъективные оценочные слова («глупо», «по-хамски», «меня раздражает» и др.) вызывает раздражение учащегося, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас». Будьте твердым, но доброжелательным.
  2. Займитесь своими негативными эмоциями, их можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если Вы научитесь управлять своими эмоциями, и не будете выливать на головы учащихся потоки «благородного гнева», то Вы лишаете властолюбца желаемой реакции и готовите почву для успешного взаимодействия.
  3. Не усиливайте напряжение ситуации.

Не следует:

Ø  повышать голос;

Ø  оставлять последние слова за собой;

Ø  разговаривать с сарказмом;

Ø  читать морали;

Ø  передразнивать или придираться;

Ø  сравнивать одного учащегося с другим.

  1. Не закрывайте учащемуся пути к хорошему поведению в будущем. Запомните следующие правила:
    • говорить о «плохом» поведении, а не о плохом учащемся;
    • не сравнивать подростка с другими;
    • не обвинять;
    • избегать чтения морали и лекций о поведении.
  1. Обсуждайте проступок учащегося позже. Поговорить о некрасивом поведении нужно, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, а может быть, завтра. Отреагировать на проступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает Ваш учащийся. А серьезное обсуждение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым, а что нет.
  2. Позволяйте учащемуся «сохранять лицо». Не задевайте чести и достоинство учащегося. Позвольте ему исполнить безвредную игру «По-своему», т.е. дайте ему возможность использовать «свои способы» защиты, например:
  • выполнить Ваши требования не сразу, «тянуть» несколько секунд;
  • строить гримасы, выполняя Ваше требование;
  • перед тем как подняться, говорить что-то типа «не буду», «не хочу», чтобы последнее слово осталось за ним.

Тогда Вы как педагог получите то, что хотели и не заденете чести учащегося. Оба в выигрыше!

  1. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, так как это позволит в дальнейшем обучать и подростков адекватному выражению своих чувств.

Если же конфронтация не закончилась и назревает взрыв, лучше всего увести скандалиста от конфликта и зрителей. Существуют техники временной изоляции. Например, удаление в пределах аудитории или изоляция в кабинете администрации. Это делается в крайнем случае, когда нет другого выхода – нужны немедленные действия. Можно предложить учащимся сделать самостоятельный выбор, за который придется нести ответственность.

Нарушения поведения имеют свои последствия или свою расплату. Учащиеся должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Учащиеся должны думать о последствиях, тогда они научатся выбирать наиболее подходящее поведение.

Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о санкциях, будет форма «когда (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».

Санкции, которые Вы применяете к учащимся, должны быть связаны с этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в аудитории, учащийся получил в колледже, а не дома.

Формулирование санкций должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

К сожалению, преподаватели  позволяют себе несдержанность, грубость, оскорбления учащихся. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть, запугивание и т.д. Такая реакция педагога противоречит педагогической целесообразности воздействия на учащегося, зачастую является причиной невротизации, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога.