Во-первых, нужно грамотно распределить силы. Проанализировать, например, свое расписание: какой экзамен сложнее, какой проще. Взять у однокурсников конспекты пропущенных лекций. Если какие-то темы в течение семестра туговато шли, еще раз пролистать учебники.
Во-вторых, избегать зубрежки. Механически заученный текст имеет свойство безвозвратно улетучиваться из памяти на экзамене. А чтобы этого не произошло, знания нужно систематизировать. Изучая материал по тому или иному экзаменационному вопросу, постарайтесь запомнить самое главное. Эта информация в дальнейшем послужит своеобразным маячком. Если вспомнили ключевой факт, формулу, дату, то непременно придет на ум еще что-нибудь из того, что читали по данной теме. Такой подход дает гораздо больший эффект, чем простое заучивание. Кстати, правильно расставить маячки помогает преподаватель — на консультации, поэтому пропускать их не стоит.
Планирование отдыха – третье золотое правило успешного учащегося. «Сходите в театр, кино, посидите в кафе с друзьями или хотя бы прогуляйтесь на свежем воздухе», — советует психолог. Не стоит бояться, что упустите время и что-то не успеете выучить. Наоборот, после отдыха работоспособность увеличится.
Четвертое правило – уделите внимание своему питанию, которое должно быть полноценным и сбалансированным. Нельзя отказываться от обеда якобы из-за того, что нужно готовиться. Чувство голода не поможет хорошо усвоить изучаемый материал — скорее наоборот. На время сессии также забудьте о диетах. Ведь даже самая щадящая из них – стресс для организма, а тут еще экзамены. Двойная нагрузка! Специалисты настоятельно рекомендуют исключить из меню энергетические напитки. Эффективность их, может, и высока, но недолговечна. Затем неизменно наступает упадок сил, с которым бывает трудно справиться.
Пятое. Займитесь спортом. Во время сессии студенты в основном ведут сидячий образ жизни. Однако сделать утром зарядку или сходить, например, в бассейн не помешает. С одной стороны, это позволит снять напряжение, а с другой (специалисты давно это установили) — уровень физической активности напрямую влияет на душевное состояние.
Непосредственно же перед экзаменом постарайтесь себя не накручивать. Не выпытывайте у тех, кто уже сдал, как все прошло, если чувствуете, что начинаете от этого волноваться еще больше. В аудиторию заходите уверенно. Всем своим видом показывайте, что вы все знаете. Суть не в том, чтобы произвести впечатление на преподавателя, таким образом вы сами настраиваетесь на успех.
Вытянув билет, отложите его в сторонку и дайте себе установку, что готовы ответить на вопросы, которые в него включены. Спокойно подготовьте свое рабочее место: достаньте ручку, лист бумаги. Перепишите первый вопрос, затем — второй. Привычные действия помогают разрядить обстановку: ничего необычного не происходит – значит, волноваться не о чем.
Работу над билетом психологи рекомендуют начинать с вопроса, который кажется более легким. Набросав схему ответа, то же самое сделайте и с более сложным заданием. Затем вернитесь и дополните предыдущий ответ. Такая, на первый взгляд, чехарда также помогает создать ощущение успеха. При необходимости можно разбавить ответ сведениями из смежных областей. Пригодится, если преподаватель начнет задавать дополнительные вопросы. Некоторые могут поставить в тупик, но и в этом случае важно не терять уверенности.
«Ни в коем случае не начинайте оправдываться. Я, мол, учил, читал… Этим вы в первую очередь сами себе внушаете, что не готовы. Нужно уверенно, по-деловому попросить, чтобы вам дали время на размышление». Взяв тайм-аут, постарайтесь перефразировать вопрос, перескажите его своими словами. Такой вариант возможен в том случае, если вы действительно что-то читали перед экзаменом.
Кстати, сессия — стрессовый период не только для учащихся, но и для преподавателей. Особенно для молодых. Иной раз молодые люди рассуждают так: оценку мне все равно поставят, никуда не денутся. Кто-то, чувствуя, что «плавает» во время ответа, начинает утверждать, что материала по данной теме не давали или давали недостаточно. Другой жалуется на плохое самочувствие, кое-кто (чаще девушки) иной раз принимаются плакать. Эти уловки стары как мир, преподаватели хорошо их знают и реагируют соответственно.
Однако бывает, что студент действительно попал в тяжелую жизненную ситуацию или же просто сильно накрутил себя перед экзаменами. Среди молодежи много максималистов, которым свойственно бросаться из крайности в крайность. Сегодня молодой человек бесконечно уверен в себе, а завтра от былой уверенности может не остаться и следа. Опытный и чуткий преподаватель не станет усугублять и без того непростое психологическое состояние студента, но и поблажек не сделает, возможно, предложит прийти еще раз.
К сессии нужно начинать готовиться с начала учебного года. Анализировать свое поведение на экзаменах, выделять плюсы и минусы. Кому-то, возможно, стоит вести себя более уверенно, а кому-то наоборот, нужно быть поскромнее. А что касается пяти золотых правил, то их можно с успехом применять не только во время сессии, но и в течение всего учебного года.