ЧАСТЬ 1
Даже если Вы совсем недавно начали работать в колледже, то наверняка уже столкнулись с этой проблемой и не всегда знаете, как вести себя в подобных ситуациях.
Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисциплины (грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, некорректное выражение несогласия, «глупые» вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др.).
Дисциплинарные нарушения учащихся могут привести к затяжным конфликтам. Это ведет к ухудшению результатов деятельности педагога, снижению работоспособности, появлению ошибок, и педагог, особенно молодой, ощущает разбитость, подавленность. Иногда эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самоконтроля и самообладания. Так, например, Ваша бурная реакция на гудение группы с закрытым ртом, обрадует учащихся и обеспечит вам «подобные концерты» в дальнейшем. Процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией.
Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные технологии. От этого будет зависеть атмосфера в аудитории, взаимоотношения между преподавателем и учащимся, мироощущение учащихся, их жизненный тонус. Действия педагога не должны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у обучающегося. Специфика поведения педагога заключается в том, что он должен не уронить свой авторитет, скорректировать поведение учащегося и сохранить его достоинство. Юноши и подростки не всегда в полной мере осознают нанесенный ими морально-психологический урон, и поэтому одна из задач педагога – обучение их осознанию, осмыслению своих поступков по отношению к другому человеку.
Существуют различные подходы к проблеме дисциплины. Один из них можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, придерживающиеся этого направления, считают, что со стороны учащегося необходим осознанный выбор, и они включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учащимися, на повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Конечно, педагог может заставить учащегося выполнить требование, подчинить его, но подчиняясь силе, учащийся выходит из такого общения менее свободным и более безответственным.
Психологи предлагают иной стиль взаимодействия. Вы знаете, что такое партнерские отношения с учащимся? Это способ изменить поведение воспитанников и отношения в колледже. Они строятся на двух правилах, воспитывающих личность:
Очень важно, чтобы Вы выстраивали партнерские отношения не только между собой и учащимися, но также между собой и родителями, преподавателями, администрацией.
Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, Вы, наверное, спрашивали себя: «Как скорее прекратить такое поведение?»
Вы должны понимать, что за дисциплинарным нарушением стоит одна из четырех целей:
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, Вы должны как-то взаимодействовать с ними. Вам необходимо понять цель нарушения поведения и конструктивно строить общение с учащимися.
Попробуем разобраться с мотивами «плохого» поведения.
Вторая причина – никто не учит подростка, как попросить внимания в приемлемой манере.
Третья причина – чем меньше внимания учащийся получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в колледже.
На самом деле учащиеся, демонстрирующие такое поведение, показывают Вам, что они хотят взаимодействовать с Вами, но не знают как.
Если об этом помнить все время, возможно, Ваше раздражение и возмущение угаснет.
Существуют способы профилактики такого поведения:
Иногда такое поведение все же требует немедленной реакции и Вашего вмешательства. Попробуйте использовать следующие приемы:
Эта стратегия минимизации внимания позволяет уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.
Иногда можно прекратить выходку учащегося, действуя неожиданно:
Существует стратегия отвлечения учащегося. В критический момент Вы можете:
Полезно поблагодарить и отметить тех учащихся, которые делают то, что Вы просили. Можно попросить пересесть нарушителя на другое место.