Главное управление по образованию Минского Облисполкома

Учреждение образования
«Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета»
аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка»

Язык сайта
Для слабовидящих
Поделиться

Группа ВКонтакте

Как организовать дисциплину в учебной группе и завоевать авторитет?

Как организовать дисциплину в учебной группе и завоевать авторитет?

ЧАСТЬ 1

Даже если Вы совсем недавно начали работать в колледже, то наверняка уже столкнулись с этой проблемой и не всегда знаете, как вести себя в подобных ситуациях.

Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисциплины (грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, некорректное выражение несогласия, «глупые» вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др.).

Дисциплинарные нарушения учащихся могут привести к затяжным конфликтам. Это ведет к ухудшению результатов деятельности педагога, снижению работоспособности, появлению ошибок, и педагог, особенно молодой, ощущает разбитость, подавленность. Иногда эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самоконтроля и самообладания. Так, например, Ваша бурная реакция на гудение группы с закрытым ртом, обрадует учащихся и обеспечит вам «подобные концерты» в дальнейшем. Процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией.

Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные технологии. От этого будет зависеть атмосфера в аудитории, взаимоотношения между преподавателем и учащимся, мироощущение  учащихся, их жизненный тонус. Действия педагога не должны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у обучающегося. Специфика поведения педагога заключается в том, что он должен не уронить свой авторитет, скорректировать поведение учащегося и сохранить его достоинство. Юноши и подростки не всегда в полной мере осознают нанесенный ими морально-психологический урон, и поэтому одна из задач педагога – обучение их осознанию, осмыслению своих поступков по отношению к другому человеку.

Существуют различные подходы к проблеме дисциплины. Один из них можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, придерживающиеся этого направления, считают, что со стороны учащегося необходим осознанный выбор, и они включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учащимися, на повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Конечно, педагог может заставить учащегося выполнить требование, подчинить его, но подчиняясь силе, учащийся выходит из такого общения менее свободным и более безответственным.

Психологи предлагают иной стиль взаимодействия. Вы знаете, что такое партнерские отношения с учащимся? Это способ изменить поведение воспитанников и отношения в колледже. Они строятся на двух правилах, воспитывающих личность:

  1. Учащийся выбирает поведение, а педагог помогает сделать выбор осознанным.
  2. Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.

Очень важно, чтобы Вы выстраивали партнерские отношения не только между собой и учащимися, но также между собой и родителями, преподавателями, администрацией.

Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, Вы, наверное, спрашивали себя: «Как скорее прекратить такое поведение?»

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо:

  • распознать истинный мотив поступка;
  • в соответствии с ним выбрать способ действия, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
  • разработать стратегию своего поведения.

Вы должны понимать, что за дисциплинарным нарушением стоит одна из четырех целей:

  • привлечение внимания;
  • власть;
  • месть;
  • избегание неудачи.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, Вы должны как-то взаимодействовать с ними. Вам необходимо понять цель нарушения поведения и конструктивно строить общение с учащимися.

Попробуем разобраться с мотивами «плохого» поведения.

  1. Привлечение внимания. Некоторые учащиеся выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание педагога. Они хотят быть в центре внимания, требуют его все больше и больше. Суть их «плохого» поведения – демонстративность. Такие поступки отвлекают всю группу, преподавателя и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании – базовая психологическая потребность. Иногда подростку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого – это можно считать первопричиной «плохого» поведения.

Вторая причина – никто не учит подростка, как попросить внимания в приемлемой манере.

Третья причина – чем меньше внимания учащийся получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в колледже.

На самом деле учащиеся, демонстрирующие такое поведение, показывают Вам, что они хотят взаимодействовать с Вами, но не знают как.

Если об этом помнить все время, возможно, Ваше раздражение и возмущение угаснет.

Существуют способы профилактики такого поведения:

  1. Попробуйте уделять внимание тем, кто сегодня ведет себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение чаще, чем наказывайте за плохое!
  2. Научите своих учащихся просто и открыто просить внимания у преподавателя или группы.

Иногда такое поведение все же требует немедленной реакции и Вашего вмешательства. Попробуйте использовать следующие приемы:

  • установите зрительный контакт;
  • встаньте рядом;
  • упоминайте имя ученика;
  • игнорируйте такое поведение;
  • делайте письменные замечания.

Эта стратегия минимизации внимания позволяет уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

Иногда можно прекратить выходку учащегося, действуя неожиданно:

  • начните говорить тихим голосом;
  • измените манеру речи;
  • временно прекратите говорить.

Существует стратегия отвлечения учащегося. В критический момент Вы можете:

  • задать прямые вопросы;
  • попросить об одолжении;
  • предложить изменить деятельность.

Полезно поблагодарить и отметить тех учащихся, которые делают то, что Вы просили. Можно попросить пересесть нарушителя на другое место.