Молодежь – это главный ресурс общества, это его будущее. Сегодня важно понимать, что поколение, которое родилось в независимой Беларуси, несет особую ответственность за развитие общества, преемственность поколений, процветание Родины.
В Год исторической памяти первый урок, который пройдет 1 сентября 2022 года в учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуется провести по теме «Историческая память – дорога в будещее». все остальное остается прежним. Сегодня срочно поменяли название. обусловлено значимостью достижений белорусского народа, которые формировались веками, сохранились до наших времен и ставят главную задачу – приумножать и сохранять их для следующих поколений.
Основная задача первого урока – приобщение учащейся молодежи к историческому наследию Беларуси, формирование гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к явлениям общественной жизни и достижениям страны, воспитание чувства гордости за свою страну и уважения к своему народу.
В процессе подготовки и проведения первого урока необходимо учитывать возможности учреждения профессионального образования, специфику окружающего его социума, региона, при этом акцентируя внимание на максимальном вовлечении в организацию и проведение первого урока самих обучающихся.
При отборе содержания первого урока необходимо учитывать принимаемые государством меры по сохранению исторической памяти белорусского народа, значимость проведения расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь фактов геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Необходимо уделить особое внимание следующим событиям общественно-политической жизни страны:
20-летие со дня основания Белорусского республиканского союза молодежи (6 сентября);
День белорусской письменности;
День народного единства 17 сентября;
140-летие со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа;
80-летие Хатынской трагедии (22 марта 2023 года).
В содержание первого урока рекомендуется включить следующие аспекты:
Бессмертный подвиг народа-победителя. В ходе урока целесообразно подчеркнуть вклад белорусского народа в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне, о героизме, храбрости и патриотизме наших предков, историческое значение партизанского движения в Беларуси и высокую цену, которую заплатил белорусский народ за Победу.
Важно отметить, что в Беларуси проводится постоянная целенаправленная работа по увековечению памятных для истории Беларуси мест, памяти выдающихся представителей белорусского народа. Воздвигнуто почти 6 тысяч обелисков, памятников, мемориальных комплексов в память о Великой Отечественной войне, которые раскрывают величие подвига нашего народа во имя свободы и независимости Родины. Созданные мемориальные комплексы и памятники становятся не только культурными брендами своих городов и районов, катализаторами развития туризма, но и играют значительную роль в формировании гражданственности, развитии и становлении гражданина как патриота своей страны.
В День знаний рекомендуется провести мероприятия по изучению истории родного края, посетить места бывших сражений; провести встречи с известными людьми. Памятниками героизму народа в годы Великой Отечественной войны стали национальные святыни: крепость-герой Брест, Курган Славы, Хатынь и др. Экскурсии по памятным местам нашей республики помогут учащимся воочию представить масштабность и глубину героизма белорусского народа, цену Великой Победы. Актуальными для учащейся молодежи будут встречи-чествования ветеранов Великой Отечественной войны и труда.
В музеях учреждений образования к первому уроку необходимо организовать тематические выставки и оформить экспозиции. Особое внимание необходимо обратить на 80-летие трагедии в Хатыни, когда немецкие каратели сожгли деревню Хатынь и ее мирных жителей, значимость присвоения в 2022 году мемориальному комплексу «Хатынь» статуса Всебелорусской молодежной стройки и возможность каждому принять участие и внести свой посильный вклад в строительство музея на территории мемориального комплекса.
Национальная культура Беларуси. В наши дни Беларусь может по праву гордиться не только своими достижениями в различных сферах жизни, а, прежде всего, – людьми, которые определяют будущее нашей родины, прославляя ее своим талантом, трудолюбием, любовью и героизмом: Франциск Скорина, Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Симон Будный, Симеон Полоцкий, Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович и др. Целесообразно также организовать выставки литературы, в том числе посвященные 140-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа, на которых могут быть представлены произведения белорусских классиков, исторические и культурные достижения Беларуси («Мой родны кут, як ты мне мілы»).
Исторические памятники архитектуры Беларуси. Ознакомление обучающихся с историческим прошлым столицы Беларуси – города Минска, областных городов, районных центров, поселков и деревень, которые богаты историко-архитектурными памятниками (Мирский замок, который внесен в сокровищницу ЮНЕСКА, Софийский собор в Полоцке, национальный историко-культурный заповедник в Несвиже, Белая (Каменецкая) вежа, Спасо-Евфросиниевская церковь, Дворец Паскевича в Гомеле, Старый замок в Гродно, Троицкое предместье в Минске и др.).
Белорусская армия – школа мужества, гражданственности и патриотизма.
Благодаря исторической памяти мы смогли построить свое государство, отстоять национальные интересы и безопасность страны. Важная роль принадлежит Вооруженным Силам Республики Беларусь, которые обеспечивают национальную безопасность, защиту суверенитета и независимости Республики Беларусь.
При подготовке и проведении мероприятий Дня знаний не должны остаться в стороне преподаватели допризывной военной подготовки и физического воспитания, задача которых, прежде всего, заключается в формировании морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционной обязанности по защите своей Родины, в воспитании уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь.
Гордость за Беларусь: достижения в экономике, социальной сфере, науке и информационно-коммуникационных технологий. Для обеспечения содержания этого аспекта следует привлечь представителей законодательной и исполнительной власти, депутатов местных советов, социокультурных учреждений, предприятий, а также законных представителей учащихся.
В процессе подготовки первого урока необходимо выбирать форму и методы проведения урока, ориентируясь на максимальное вовлечение в его организацию и проведение самих учащихся. Эффективными будут следующие формы работы: вернисаж «О, Беларусь, мая краіна»; урок — презентация «Пока мы помним наших предков…»; квест-игра “Ад прадзедаў спакон вякоў мне засталася спадчына”, информационный дайджест «Связь времён – связь поколений»; турнир ораторов «Нет цели выше, чем служение Отчизне»; сократовская беседа «Мы в ответе за сохранение исторической памяти», а также круглый стол, деловая игра, диспут, пресс-конференция, открытый микрофон, аукцион идей, философский стол, презентация проектов, молодежный брифинг и т.д.
В содержание первого урока целесообразно включить ситуации, которые бы позволяли учащимся проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию.
Значительно повысит интерес к освещаемой теме использование мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов гражданско-патриотической направленности.
Следует уделить внимание деятельности общественных объединений по сохранению и приумножению историко-культурного наследия Беларуси, акцентировав внимание на 20-летие со дня основания Белорусского республиканского союза молодежи.
Обеспечение грамотного информационного сопровождения проведения первого урока является одним из условий повышения его эффективности. Важно использовать возможности СМИ учреждения профессионального образования (стенгазеты, радио, мультимедийные презентации и т.д.), современные компьютерные технологии, возможности сети Интернет с активным привлечением самих учащихся.
Необходимо уделить внимание оформлению кабинета, который может быть представлен следующими элементами: государственные символы; Конституция Республики Беларусь; иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг о Беларуси; фотографии (слайды) исторических мест и природы Беларуси, местных достопримечательностей; альбомы, подставки, репродукции картин на белорусские темы; диски с записями песен о Беларуси и др.; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, рефераты, стихи, рисунки, плакаты, газеты, обзоры экскурсий, макеты и др.) о Беларуси; портреты известных деятелей истории и культуры Беларуси, известных соотечественников, прославивших нашу страну в своих произведениях и своем творчестве.
Завершить мероприятия, посвященные Дню знаний, рекомендуется торжественным возложением венков и цветов к памятникам, обелискам и захоронениям погибших в годы Великой Отечественной войны.
Важно донести до учащихся, что быть гражданином и патриотом своей Родины – значит иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.