Реализация гендерной политики в Республике Беларусь основана на соблюдении национальных интересов с учетом общепризнанных принципов международного права и прав человека, поддержке традиционных ценностей и культурных устоев белорусского общества.
В предстоящий пятилетний период (и в долгосрочной перспективе) вопросам гендерного равенства будет уделено особое внимание в свете работы по достижению государствами-членами ООН Целей устойчивого развития до 2030 года (Повестки-2030).
Развитие механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах в Республике Беларусь осуществляется через национальные планы действий по обеспечению гендерного равенства. Наличие таких национальных планов выступает одним из индикаторов Целей устойчивого развития № 5 (5.1.1).
Цель Национального плана — внедрение гендерного фактора в реализацию государственной политики как неотъемлемого условия равноценного развития человеческого капитала женщин и мужчин.
Для целей Национального плана под гендерной политикой понимается комплекс правовых и организационно-административных мер национального и регионального уровней, направленных на достижение и сохранение юридического и фактического равенства мужчин и женщин, а также предоставление равных возможностей женщинам и мужчинам (девочкам и мальчикам) для самореализации и развития во всех сферах общественных отношений.
Республика Беларусь добилась значительного прогресса в области развития человеческого потенциала и достигла высокого уровня гендерного равенства в обществе.
Согласно Глобальному докладу о гендерном разрыве за 2019 год Всемирного экономического форума Беларусь занимает 29-е место в мире (со значением индекса 0,746) среди 153 стран в Индексе гендерного разрыва и является одним из лидеров по обеспечению равноправия мужчин и женщин среди стран Восточной Европы и Средней Азии. В 2016 году Беларусь занимала 30 место со значением индекса 0,737.
Согласно Докладу о человеческом развитии 2019 года Беларусь входит в число 22-х стран мира, где индекс человеческого развития женщин равен либо превосходит аналогичный показатель среди мужчин (индекс гендерного развития -1,010), по индексу гендерного неравенства — на 27-й позиции (со значением индекса 0,119) из 162 стран (в 2016 году — 32 место (0,144)).
Высокие позиции в международных рейтингах объясняются постоянно улучшающимся состоянием здоровья женщин, включая область репродуктивного здоровья, высоким уровнем образования женщин, их участия в принятии решений, положением на рынке труда.
К значимым достижениям в выполнении обязательств в соответствии с международными нормами и стандартами за последние пять лет можно отнести:
реализацию межведомственного Плана действий в области прав человека на 2016-2019 гг.;
присоединение Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов и ее ратификация в 2016 году;
принятие и реализация Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы;
разработку проекта Закона Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции» (в июне 2020 года принят в первом чтении);
внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь в части расширения трудовых прав отцов, дистанционной занятости;
проведение первой волны масштабного демографического исследования по международной методологии Европейской экономической комиссии ООН «Поколение и гендер» (2017 год);
проведение многоиндикаторного кластерного обследования по оценке положения женщин и детей (МИКС 6) (2019 год);
организацию Международных Форумов женщин-лидеров (2016, 2018 и 2019 годы);
создание на сайте Национального статистического комитета портала «Тендерная статистика»;
реализацию Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, Национальной стратегии по вопросам улучшения здоровья детей и подростков на 2017-2021 годы.
По результатам парламентских выборов 2019 года возросла представленность женщин в Национальном собрании Республики Беларусь — 34,7 процента от общей численности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики (в предыдущем созыве численность женщин составляла 33,7 процента). Средний мировой уровень представительства женщин в национальных парламентах составляет около 25 процентов. В местных Советах депутатов женщины составляют более 48 процентов.
В общей численности работников удельный вес женщин составляет более 55 процентов. Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием постоянно растет и составляет 39,2 процента (в 2016 г. — 35,7 процента), в то время как аналогичный показатель среди мужчин — 27 процентов (26 процентов).
Стабильным остается удельный вес женщин-руководителей, в общей численности руководителей — на уровне 50 процентов.
Женщины широко представлены в государственном управлении — государственные служащие всех уровней управления составляют более 68 процентов, в том числе на должностях руководителей организации и его заместителей — более 58 процентов. Также 69 процентов государственных служащих, работающих в судебной системе, — женщины.
В учреждениях высшего образования доля женщин в общей — численности студентов и магистрантов составляет 52,2 процента.
Произошли позитивные изменения в повышении экономической самостоятельности женщин, создании условий для реализации их потенциала в социально-экономической сфере.
Численность женщин в Минской области по данным переписи населения 2019 г. составила 783,4 тысячи, или 53,2% от общей численности населения, соответственно численность мужчин – 687,8 тысяч человек, или 46,8%. В общей численности работников удельный вес женщин составляет более 49 процентов (данные за декабрь 2020 года).
Основными видами деятельности, где преобладает труд женщин являются: здравоохранение и социальные услуги, образование, культура, финансовая и страховая деятельность, производство текстильных изделий, розничная торговля.
Женщин также затрагивает такое явление как безработица.
В текущем году в службе занятости населения Минской области было зарегистрировано около 2,0 тысяч безработных женщин, что составляет 32,1% в общей численности безработных (в 2017 году – 7,3 тыс., 2018 – 5,1 тыс., 2019 – 4,0 тыс.; 2020 – 3,2 тыс. человек).
В результате реализации комплексных мер удельный вес женщин в общей численности безработных на протяжении последних лет остается стабильно низким и составляет менее 35% от всех состоящих на учете безработных (в общей численности безработных в 2021 году женщины составили – 32,1 процента (2,0 тыс. человек), в 2020 – 32,4 процента (3,2 тыс.), в 2019 – 32,3 процента (4,0 тыс.), в 2018 – 32,7 процента (5,1 тыс.), в 2017 – 32,4 процента (7,3 тыс.), в 2016 – 34 процента (12 тыс. человек)).
Службой занятости проводится систематическая, четкая работа по оказанию содействия в трудоустройстве безработным и обратившимся за содействием в трудоустройстве женщинам.
В текущем году трудоустроено 1,4 тыс. женщин.
Широко применяются активные формы содействия в трудоустройстве: обучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынках труда, выделение субсидий для открытия собственного дела.
Профессиональное обучение безработных женщин по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, является наиболее действенной мерой, направленной на смягчение напряженности. Так в текущем году на обучающие курсы и переподготовку были направлены 275 безработных женщин (51,2% от общего числа направленных на обучение граждан).
В связи с внесением в 2016 году изменений в Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь», лица, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет, получили возможность бесплатно проходить профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию и получать при этом стипендию. За 2017 – истекший период 2021 года 50 женщин воспользовались данным правом.
Справочно: 2017 – 12 человек, 2018 – 22 человек, 2019 – 8 человек, 2020 – 7 человек, 2021 – 1 человек.
Произошли позитивные изменения и в повышении экономической самостоятельности женщин, создании условий для реализации их потенциала в социально-экономической сфере.
Все больше безработных женщин получают субсидию на организацию собственного дела. Если в 2016 году доля женщин в общей численности безработных, получивших финансовую поддержку в виде безвозмездных субсидий для организации самозанятости в Минской области, составляла 39 процентов, то в 2021 году – 47,8 процента (в 2016 – 39%, в 2017 г. – 40,1%, в 2018 г. – 45,1%, в 2019 г. – 44,9%, в 2020 г. – 49,8%).
За период с 2017 по 2021 гг. финансовая поддержка в виде безвозмездных субсидий для организации самозанятости оказана 597 женщинам (2017 – 252, в т.ч. 101 женщине, 2018 – 273, в т.ч. 123 женщинам, 2019 – 283, в т.ч. 127 женщинам, 2020 – 291, в т.ч. 145 женщинам, 9 мес. 2021 г. – 211, в т.ч. 101 женщине).
Справочно: с 01.11.2021 размер субсидии проживающим в городской местности – 3168,11 руб. (11 БПМ), в сельской – 4320,15 руб. (15 БПМ).
Финансовую поддержку женщины в основном получают для организации предпринимательской деятельности (83,3%) – 589 женщин (в 2017 – 89 женщин, в 2018 – 108, в 2019 – 106, в 2020 – 117, за 9 мес. 2021 – 169 женщин), для организации ремесленной деятельности (15,7 %) – 111 женщин (в 2017 – 10, в 2018 – 14, в 2019 – 21, в 2020 – 26, за 9 мес. 2021 – 40) и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (1%) – 7 женщин (в 2017 – 2 женщины, в 2018 – 1 женщина, в 2019 – 0, в 2020 –2 женщины, за 9 мес. 2021 – 2 женщины).
Основными видами женского предпринимательства являются: оказание различного рода услуг населению (парикмахерские, услуги салона красоты, маникюр, деятельность по организации отдыха и развлечений, фотоуслуги, художественное оформление интерьера), торговая деятельность и другие.
Сохраняется гендерный разрыв в оплате труда, в декабре 2020 года он составил 37,4 процента (женщины — 1153,0 руб., мужчины – 1584,0 руб.).
За последние 10 лет сократился разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между женщинами и мужчинами на 1,8 года, однако он по-прежнему значителен — 10 лет (в 2019 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин — 79,4 года и 69,3 года — у мужчин).
Наличие устоявшихся традиционных стереотипов, недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства также является одним из препятствий на пути достижения фактического равенства женщин и мужчин. В целом, согласно Докладу о человеческом развитии 2019 года, из-за неравенства, в том числе гендерного неравенства, Беларусь теряет 6,4 процента в человеческом развитии.
Реализация гендерной политики становится особенно актуальной в настоящее время, поскольку решение гендерных проблем является важным ресурсом для повышения социального комфорта граждан и социальной стабильности, что способствует укреплению белорусской государственности, основ демократического устройства государства и общества.
Вектор развития гендерной политики Республики Беларусь соответственно и Минской области будет осуществляться по следующим направлениям:
На их решение будут сфокусированы действия Национального совета по гендерной политике при Правительстве, также экспертной рабочей группы по вопросам реализации гендерной политики при Минском облисполкоме.