Роль куратора группы колледжа: заключается в создании таких условий, которые помогли бы учащимся найти себя и свое место в ученическом коллективе и в социальной жизни.
Куратор является организатором деятельности учащихся в группе и координатором воспитательных воздействий.
Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с преподавателями.
Функции и обязанности куратора учебной группы следующие:
— принимать активное участие в основных делах курируемой группы;
— планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;
— организовать контроль за учебной работой и успеваемостью учащихся своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледжа;
— систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации учащихся;
— проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;
— знать состояние бытовых условий учащихся, проживающих в общежитиях и на квартирах, проявлять заботу об их улучшении;
— поддерживать связи с родителями учащихся.
Для организации доброжелательных отношений в группе
куратору следует:
— знать учащихся по именам;
— отказаться от подчеркивания успехов одних и неудач других;
— отказаться от прямого противопоставления учащихся;
— чаще вступать в контакт с замкнутыми, «неинтересными» учащихся, чтобы вызывать к ним интерес группы;
— внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности учащихся группы;
— определять мотивы поведения, причины каждого отклонения в поведении учащихся.
Рекомендации кураторам по общению с учащимися
Уметь выслушивать учащегося.
Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
Проявлять и подтверждать свое доверие к учащемуся, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
Знать состояние здоровья учащегося, замечать признаки утомляемости.
На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
Подход к анализу поведения учащегося не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на учащегося.
В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Куратору на заметку
Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
Удалить учащегося из учебного кабинета, отделить его от одногруппников.
Немедленно поставить в известность администрацию колледжа.
Срочно вызвать педагогов социально-психологической службы колледжа. Если состояние тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники), необходимо вызвать скорую помощь.
В случае, когда состояние учащегося может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять учащегося домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай.
Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
Собеседование с учащимся по этому случаю следует провести после встречи с родителями и педагогами социально-психологической службы колледжа, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.