Компьютер, на сегодняшний день, есть почти в каждой семье и, как правило, каждый из них имеет подключение к «всемирной паутине». Дети получают неконтролируемый доступ к сети, и пользуются им совершенно свободно. Интернет по сути своей не представляет опасности для подрастающего поколения. Вредоносное влияние оказывают многочисленные сайты и всплывающие окна рекламного характера. Помимо образовательной роли виртуальная реальность таит и множество негативных моментов, в особенности для детей.
Это может быть:
-незаконный контент: «взрослая» реклама табака, алкоголя; азартные игры, порнография;
-платные сервисы и услуги, которые оплачиваются отдельно;
-призывы к асоциальному поведению, насилию и жестокости;
-пропаганда сексуальной эксплуатации и суицидального поведения;
-общение на форумах и чатах с мошенниками, аферистами и преступниками под личиной доброжелателей;
-вынуждение предоставления личной информации ребенка или его семьи, которая может быть использована в преступных целях;
-Интернет-зависимость.
Что же такое интернет зависимость?
Интернет-зависимость (или Интернет-аддикция) — навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, хотя её статус как психического расстройства формально не установлен.
Детская интернет-зависимость с каждым днем набирает все большие масштабы, и во многом этому способствуют именно родители, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. Общение в социальных сетях заменяют ребенку общение с родителями и сверстниками, подвижные игры и физические занятия.
Дети теряют коммуникационные навыки, и перестают испытывать потребность в нормальном общении. Живые эмоции – улыбки, слезы, подмигивание, показывание языков и другое им легко заменяют такие любимые «веселые смайлики». В физиологическом развитии проблем также не избежать. Ребенок, углубившись в виртуальное общение, перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается, как следствие, наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружения.
Кроме этого, Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников после процедуры скачивания, занимающей не более пяти минут. Подростки распечатывают нужный реферат, и сдают учителю, даже не удосужившись его прочитать, естественно, так никакие знания получены не будут. Кроме того, помимо рефератов, в интернете легко можно найти «решебники» на любые предметы, точно совпадающие с заданиями и задачами стандартных учебников школьной программы. Ребенок, привыкший регулярно списывать, самостоятельно перестает учить, а значит усваивать материал и развиваться. Решение задач у доски, контрольные, экзамены показывают насколько ребенок отстал от программы, начинаются проблемы с педагогами и успеваемостью.
Основные типы интернет-зависимости
— Навязчивый веб-серфинг – бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какой-либо, зачастую ненужной, информации;
— Пристрастие к виртуальному общению – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;
— Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми.
Симптомы компьютерной зависимости
— равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям;
— неоправданно частая проверка электронной почты;
— чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
— быстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;
— «выпадение» из реального времени;
— визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;
— неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;
— постоянное или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственное;
— погружение в Интернет как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;
— приоритет пребывания в Интернет над всеми остальными видами деятельности и общения;
— нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Интернет;
— отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.
— ухудшение памяти, внимания;
— снижение успеваемости, прогулы занятий;
— уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
— пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка.
Если у ребенка наблюдается 3-4 симптома, то это свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.
Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости